Наверное, каждый житель Перми бывал в пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского. Меня всегда восхищал этот вид танцевального искусства – балет. Столько грации, изящества и красоты в одном движении! Но за каждым из танцовщиков стоят не менее важные люди, которые принимают участие в их успехе. Среди моих знакомых нашёлся удивительный человек весьма редкой профессии. Это Елена Михайловна Сыстерова, мастер-сборщик пуантов. Она работает в обувной мастерской театра оперы и балета.
Сердце у Елены Михайловны доброе. Каким же ещё ему быть в такой большой семье! Всех домашних она любит и для каждого находит нужное слово. Руки у неё сильные, крепкие, а вот трудовые мозоли на них твёрдые, наверное, золотые. Она пришла в мастерскую театра в 1992 году. Первые два года шила кожаную обувь для артистов. И хотя выучилась в училище на обувщицу, шить балетную обувь оказалось делом непростым, требующим огромного терпения и труда. Ведь эту обувь нужно сделать максимально удобной для танца, так как большую часть партии балерина исполняет на носочках.
В пермском театре мастеров-сборщиков всего двое. Приход Елены Михайловны в театр был, можно сказать, случайным, спонтанным, но, полюбив эту профессию, она не расстаётся с ней вот уже 17 лет. В 1991 году во время инфляции и экономического кризиса Елена работала в доме быта «Малахит». Вследствие тяжёлого финансового положения на предприятии её, как и многих других, отправили в отпуск без содержания. Знакомая Елены из оперного театра, закройщица по профессии, пригласила попробовать шить балетную обувь. По словам Елены, особого желания не появилось, но она на всякий случай помолилась об этом. И уже собиралась ехать домой, когда неожиданно для себя села в трамвай, идущий не в сторону дома, а в сторону центра города. Ноги сами привели её к оперному театру.
«Когда мне первый раз показали обувь, которую я буду делать, я подумала, что это невозможно, ведь это сшито не вручную», – вспоминает Елена. К тому же ещё учительница попалась очень строгая. Показав два раза процесс сборки пуанта, она сказала: «Ты сама справишься». Несмотря на то, что один пуант может состоять из нескольких десятков деталей, советы наставницы были немудрёнными: «Делай так, чтобы было не широко, не узко. Не длинно, не коротко. Не много, не мало». К счастью, Господь не оставил прилежную и старательную ученицу и помог разобраться со спецификой редкой профессии.
В театре оперы и балета примерно сорок балерин. Так как мастеров-сборщиков двое, то на каждую из них приходится по двадцать человек. Для каждой балерины – индивидуальные обувные колодки. Когда балетная труппа выезжает на гастроли, изготавливается большее количество, достаточное для всех выступлений. За одну партию солистка может поменять три пары пуантов. «Сложность нашей работы в том, – говорит мастер, – что она не механизированная, ручная. Всю работу выполняем, сидя на низком табурете. Детали обрабатываем не на столе, а на коленях, чтобы прочувствовать каждую мелочь». Вообще, в изготовлении пуантов задействованы ещё закройщицы, изготовители деталей, колодок. В мастерскую приносят заготовки, а мастера-сборщики формируют пуант и доводят его до нужного стояния. В день нужно изготовить не менее трёх пар. Большую часть времени отнимает подготовка деталей к сборке и склеиванию.
«В целом работа творческая, интересная. Бывает, что нет настроения, но всё равно стараемся сделать хорошо. Мы не имеем права вкладывать настроение в процесс изготовления, ведь балерины замечают каждый лишний или недостающий миллиметр! «Всегда молюсь, если что-то не получается, и Господь помогает», – отвечает Елена на вопрос о том, нравится ли ей здесь работать.
«Ну, а трудности в профессии есть?» – спрашиваю. «Есть, – отвечает со вздохом.
– Сейчас сложилась такая ситуация, что нашим балеринам покупают китайские пуанты и во все поездки они берут именно их. Но многие примы балета предпочитают китайским пуантам родные пермские, так как в них стелька жёстче, и нога не теряет своей физической формы. Они считают, что прелесть мягких стелек китайских пуантов даст о себе знать через несколько лет».
Не нам их судить. Тех, которые предпочли пермским пуантам китайские. Только вот хочется, чтобы труд родных пермских мастеров, которые вкладывают в изделия любовь и всё свое сердце, не остался незамеченным.
Александра Путина
2009 год