Милосердие Отца

Милосердие Отца

Притча о блудном сыне наглядно показывает нам отношение Бога-Отца к человеку заблудшему, грешному. Бог возвращает сыновнее положение только по Своей милости и любви; нам никогда не отработать то имение, которое мы «промотали».

Павел Худа, епископ, старший пресвитер Пермского объединения РЦХВЕ, пастор церкви «Новый Завет» (Пермь)

Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11–32. Это знаменитая притча о блудном сыне. О ней часто рассказывают, и даже в искусстве и живописи отображают эту притчу, каждый раз вкладывая в неё особый взгляд. Трогательная притча, показывающая, как Отец любит нас, узнаёт и принимает.

В контексте еврейских законов о наследстве сыновья могли вступать в право наследования только после смерти отца. Однако здесь мы видим, как младший сын приходит к отцу за своей долей наследства ещё при его жизни. Такое поведение действительно выглядело оскорбительно, и отец имел полное право отказать ему, поступить жёстко. Но он так не поступил, он позволил сыну делать так, как ему хотелось. Поскольку в те времена имением обычно являлся некий земельный участок, то его необходимо было продать, чтобы выручить деньги и отдать их сыну. Это было настоящим унижением; печально и оскорбительно для родителей.

Пришло время, когда сын расточил имение и оказался на самом дне. Тогда он вспомнил об отце, у которого даже слуги живут в довольстве, и решает вернуться хотя бы наёмником. Это похоже на то, как многие люди, приходящие к Богу, стараются компенсировать упущенное. Они могут рассчитывать только на Его милость. Но что же делает отец? Он восстанавливает своего сына в правах и возвращает ему всё. Посредством этой притчи Бог хочет донести до нас истину о том, что нам невозможно ничего отработать, Он всё даёт и возвращает по милости. Отец превосходит все ожидания: выбегает навстречу блудному сну и обнимает его. То есть, это говорит о том, что Бог принимает каждого, кто приходит к Нему.

Что же происходит в притче дальше? Мы наблюдаем странное поведение старшего сына, которое также оскорбляет отца. Здесь сокрыта трагедия — оба сына отчуждены от отца. Один ведёт себя как язычник, другой — как фарисей. Один повёл себя плохо, потому что хотел заполучить имение, а второй отгородился от отца своей обидой и собственной правдой. Таким образом, они оба далеки от отца. Старшему сыну не понравилось, что пиршество по поводу возвращения младшего наверняка было за счёт его доли наследства. Однако в контексте притчи именно старший сын должен был пойти искать младшего. Он не только не сделал этого, он ещё и оскорбился, когда младший нашёлся. Хотя по еврейскому закону старший сын берёт ответственность за семью, это был совершенно другой брат, не такой, каким должен быть.

В другой притче о драхмах женщина делает всё, чтобы найти потерянную драхму. Когда она её находит, радости нет предела. Так же Христос ищет нас и радуется, когда находит. Иисус стал для нас тем старшим братом, который нашёл нас и выкупил слишком дорогой ценой. Бог пришёл найти и взыскать погибшее — вот о чём эта притча. Иисус находился в грешном обществе, потому что самые последние грешники нуждались в Нём в первую очередь. Религия помочь не может, помочь может лишь Христос. Иисус Христос — старший брат, который не оставил нас, а спас и извлёк из смерти.
Младший сын откликнулся на любовь отца, даже не ожидая такого милостивого отношения к себе. Именно так и действует Божья любовь. Аминь.


Дата служения
4 февраля 2018 года

Видеозапись служения

Использованы отрывки из Св. Писания
Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11–32