Мы часто слышим: на всё Божья воля. Справедливо ли это утверждение? Всё ли, что происходит, происходит по Божьей воле? Существует ли воля человеческая?
Пост придумали не люди, пост придумал Бог. Он дал нам его с определённой целью. Подходить к посту нужно осознанно, не коллективно. Не из соображений «все будут поститься, и я буду поститься». Это нечто личное, между нами и Богом. Важно ко времени поста подходить молитвенно и спрашивать Бога, что Господь хочет, чтобы мы во время поста делали.
Мы часто слышим, как люди говорят: что бы ни произошло — на всё воля Господа. Когда речь идёт о какой-то ситуации, которую мы проходим в жизни, и мы смиряемся под крепкую руку Божью, понимая, что Бог желает, чтобы мы что-то открыли для себя, тогда уместно и правильно говорить, что на это есть воля Божья.
Но когда мы совершаем ошибки, неправильные поступки, а потом к нам приходят последствия — не корректно говорить, что на всё была Божья воля, потому что таким образом мы приписываем Богу то, чего Он не делал.
Книга пророка Исаии, глава 58, стихи 2–5. Это слово обращено к народу, который постился во времена жизни пророка. Но оно касается и нас. Бог говорит, что народ как бы приближается к Нему, как бы ищет Его, и формально всё выглядит прекрасно, духовно и благословенно. Но это только внешне. Бог видит гораздо глубже, и Он не отвечал на их молитвы. У народа возникает вопрос: что не так? Ведь мы же постимся! И Бог отвечает им, что во время поста они делают не так. В том числе, Бог говорит им о том, что они исполняют волю свою.
Оказывается, у нас есть возможность исполнять как волю Божью, так и волю свою.
В Писании мы постоянно читаем о том, что Бог предоставляет человеку свободу выбора. Это начинается в Едемском саду и продолжается по сей день. Адам и Ева знали Божью волю, но поступили по своей воле — своему человеческому желанию. И возник конфликт между волей человеческой и волей Божьей.
Время поста нужно, чтобы обнаружить волю Божью для своей жизни и подчинить свои человеческие желания и свою волю Божьей воле. Это наша ответственность.
Бог не будет нас смирять. О Нём написано, что «Он смирил Себя Сам Самого». Господь нам помогает исполнять нашу часть, но вместо нас Он делать не будет. Есть что-то, что должны делать мы.
В Библии очень много обетований, но все они имеют условия. И поэтому мы читаем «если будешь послушен — будешь благословен», «если будешь верить — увидишь Божью славу» и т.д. А если не будешь — то этого и не будет. Другими словами, всегда есть наша часть — то, что мы должны делать. И бывает, что очень часто мы всего чуть-чуть не доделали свою часть, но в итоге не получается, и нам проще всего сказать: ну, значит, так угодно Господу.
Не на всё есть Божья воля, и не всё угодно Господу, что происходит. Есть сотрудничество человека с Богом.
Второе послание Петра, глава 3, стих 9. Бог хочет, чтобы все пришли к покаянию и все спаслись. Но спасутся все? Нет. Почему? Потому что спасутся те, кто выберут покаяние, спасение, выберут отдать жизнь Богу и быть Ему послушными.
Есть предопределение — Господь знал всё, что произойдёт. Но есть право свободного выбора человека. Бог остаётся Богом: суверенным, всемогущим, всезнающим. Но при этом есть свободная воля человека.
Во время поста нужно попытаться перестать молиться за свои нужды и спросить у Бога, что мы можем сделать, кого благословить. И когда мы будем совершать свою часть, Бог будет совершать Свою. И Он будет помогать нам исполнять нашу часть.
Когда же мы будем думать, что всё наладится само по себе — так не будет, не наладится.
Господь нам показывает, что мы можем сами изменить. Он показывает нам, как не надо молиться, и как правильно молиться.
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 21. Кто такие «говорящие Господи, Господи»? Вероятно, это те, кто много молится. Молиться надо и это хорошо. Но только одной молитвы не достаточно. Ведь молитва — это разговор с Богом, и в молитвенной комнате Бог нам что-то показывает.
Близкие отношения с Богом невозможны без исполнения воли Божьей. Можно закрыться в тайной комнате хоть на неделю и всё это время молиться, но важно слышать Господа и исполнять то, о чём Он говорит.
Некоторые не заботятся услышать Бога, потому что тогда у них возникнет ответственность идти и исполнять.
Книга притчей Соломоновых, глава 21, стих 31. Победу даёт Господь. Но наша ответственность — «приготовить коня». Это то, что должны делать мы.
Бог хочет нам помочь, нас благословить, у Него есть желание, но Он не может использовать «неприготовленного коня». «Конь» должен быть приготовлен — наша вера должна быть приготовлена. Потому что Христос придёт неожиданно.
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 1 – 12. В нашу жизнь тоже может прийти духовная дремота. Но когда мы приходим в собрание, Дух Святой может пробудить нас.
Придёт время — и будет поздно и ничего уже нельзя будет поменять. Поздно пытаться исполнить волю Божью, поздно отправляться на миссию. Время для этого сейчас.
Вся наша христианская жизнь по сути дела — подготовка к этому славному моменту: пришествию нашего Господа Иисуса Христа. И сегодня вопрос к нам: хотим ли мы знать, понимать Божью волю?
Книга Бытие, глава 50, стих 20. Есть ситуации, которые Бог силен обратить нам во благо. Иосиф говорит братьям: вы много зла мне сделали, но я не отвечу вам тем же, потому что я Бога боюсь. И Бог обратил это зло ему во благо.
Когда мы проходим через обрезание, очень важно не увлечься этим болезненным процессом, а всегда видеть будущее, видеть плод, видеть вечность, видеть нашего Господа.
Иисус Христос, когда висел на Голгофском кресте, не проклинал никого, не злился, не ругался. Он молился за Своих мучителей, просил Своего ученика Иоанна о том, чтобы он не оставлял Его мать. Он смиренно проходил Своё поприще, и в этом Он для всех нас пример. По-человечески это невозможно, но Бог даёт благодать и силу исполнить нам свою часть. Он поможет нам в этом, но не будет делать этого за нас.
Верить Богу — наша часть, смиряться — наша часть, умерщвлять тела плотские — наша часть, жить по Духу, а не по плоти — наша часть, исполняться Духом — наша часть, служить Ему — наша часть. А Он поможет, исцелит, напоит водою, как сад — это Его часть, и она будет сопровождать. Но если мы со своей стороны что-то не доделали, мы будем обижаться на Бога.
Каин сам сделал не то. И написано, что он ушёл от лица Господня. Это был его выбор, Бог его не выгонял.
У Иуды был выбор. Он мог покаяться и на вечере, когда дьявол его искушал, и когда уже понял, что предал кровь невинного. Он мог бы бросить серебряники и покаяться перед братьями, но он выбрал другой путь — путь смерти. И мы можем сказать: ну как же, это же было предопределено, он предатель, так было запрограммировано. Да, это может быть, было запрограммировано, но выбор сделал он сам. Написано «Иуда сделался предателем». Это был процесс, прошло некое время.
Мы делаемся учениками Христа — находимся в процессе, под руководством духовных наставников. Мы входим в Божью судьбу, Его предназначение, Его предопределение.
Когда Бог задаёт Адаму и Еве вопрос, не ели ли они с дерева, с которого Он запретил им есть, Адам начинает, оправдываясь, говорить: ну это же Ты мне дал эту жену. То есть, Адам перекладывает ответственность за свой поступок на жену и на Бога. Жена тоже перекладывает ответственность на змея.
А как правильно надо было сделать? Господь спросил: ты ел? Нужно ответить: да, ел. Так и скажи. И вот когда мы делаем эту нашу часть — покаяние, исповедание — тогда Бог делает Свою: любит, восстанавливает и т.д. Он нас поднимает, потому что Он ждёт вот этого покаяния и исповедания. Чтобы мы не перекладывали свою ответственность на кого-то.
Когда мы предстанем перед Богом, там будем только мы и Он. И не будет разговора о наших родных, друзьях и т.д. Мы будем давать отчёт перед Ним. И мудрые люди к этому отчёту готовятся. Что может быть важнее этого?
Книга Бытие, глава 4, стихи 25–26. «Призывать имя Господа» — это не просто молитва. В данном случае они начали снова строить жертвенники и приносить жертвы, то есть, начали снова служить. Они знали, что Бог есть, но какое-то время не приносили жертвы. Возможно, какое-то время они этого не делали, потому что были разочарованы. В их семье произошла беда. И как они повели себя в этой ситуации неизвестно. Господь увидел эту боль, и Он их не оставил, а дал им ещё один шанс.
Бог не ставит крест на жизни человека. Сколько бы мы не совершили ошибок, Он всегда готов дать нам второй шанс.
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–13. Говоря о женщине, Иисус называет её дочерью Авраама. И это комплимент — это означает, что она в числе избранных. Эту женщину мучала её проблема в течение 18 лет. И у неё были основания обидеться на Бога и перестать в Него верить. Но она продолжает ходить в синагогу, и благодаря этому, она не пропускает этой встречи с Иисусом. И она не задаёт Ему вопросов и не упрекает Его. В тот день она, скорее всего, не ожидала ничего особенного. Но Иисус видит наши ситуации. Он знает, в какой день, в каком собрании исцелить нас и помочь. Чудо для этой женщины стало возможно, потому что она была верной и Божья воля совершилась в её жизни.
Когда Иисус зовёт нас, мы зачастую не понимаем, что будет. Мы не знаем своего будущего во всех подробностях и просто доверяем нашему Господу Иисусу Христу и делаем то, что Он говорит.
Что нам делать, если мы не слышим Бога, не ощущаем Его присутствия? Продолжать доверять Богу, приходить в собрание, потому что придёт момент в нашей жизни, и мы что-то услышим от Господа Иисуса Христа, и нам нужно быть готовыми.
19 января 2025 года
Видеозапись: VK Видео | YouTube
Использованы отрывки из Св. Писания
Книга пророка Исаии, глава 58, стихи 2–5
Второе послание Петра, глава 3, стих 9
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 21
Книга притчей Соломоновых, глава 21, стих 31
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 1–12
Книга Бытие, глава 50, стих 20
Книга Бытие, глава 4, стихи 25–26
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–13