Закон дан человеку, чтобы указать на его несовершенства. Закон хорош и добр, но людям невозможно исполнить его полностью. Иисус Христос исполнил закон и даровал нам благодать, дающую силы и способность не грешить.
Павел Худа, епископ, старший пресвитер Пермского объединения РЦХВЕ, пастор церкви «Новый Завет» (Пермь)
Тема закона и благодати сегодня актуальна как никогда. По этому поводу ходит много кривотолков и даже разного рода крайностей. Кто-то грешит, ссылаясь на благодать, кто-то говорит только о законе… Да, человек подвластен греху, но когда он борется с грехом, это уже совсем другое. Иисус не смягчил, не сократил, не упразднил закон, но фарисеи довели Его до крайности, потому что соблюдали только обрядовую часть закона. Иисус же говорил о его внутренней части; о том, что суть заповеди проста и понятна и что ей нужно найти применение.
Общество росло и развивалось, и вскоре ему понадобились законы и десять заповедей, а потом возникла необходимость в 610 заповедях. Однако Иисус принёс намного больше — заповеди любить Бога и ближнего.
Закон дан Богом, и Бог является законодателем. Человек несовершенен, а закон не может быть не совершенным. Человек в силу своей греховной сути не может исполнить закон. Иисус пришёл исполнить закон и понёс наказание закона, которое должны были понести мы. Но Бог не изменился — Его святость осталась в законе.
Послание к Римлянам, глава 7. Апостол Павел поднимает здесь острый вопрос: можно ли оставаться в грехе, если есть благодать. Он даёт ответ, что нет, категорически нет. Мы не должны оставаться в грехе.
Закон проклинает и осуждает нас, если мы нарушаем его. Если нарушаем что-то одно, то нарушаем всё. Свет закона освещает нас, и от этого мы становимся только хуже. В этом нет вины закона, в этом виновата греховная природа. Мы все стали такими со времён грехопадения Адама и Евы, унаследовав грех от них.
Бог, проявляя милость, решил спасти человеческий род. Он послал Своего Сына Иисуса Христа в подобии греховной плоти. Таким образом Иисус как второй Адам также представляет нас. Теперь Божья справедливость удовлетворена полностью благодаря тому, что Иисус исполнил закон в теле и получил наказание в теле. И закон завершил своё действие, когда привёл нас к Иисусу Христу. Закон удерживал нас от похотей через родителей, совесть и т. д. Мы жили словно бы в клетке.
Первое послание к Тимофею, глава 1, стихи 9, 10. Закон — это всего лишь ограничитель, но он привёл нас ко Христу. Он как зеркало: глядя в него, мы видим свои недостатки. Закон показывает греховные желания. Он совершил свою роль, и теперь не нужен нам, потому что мы увидели нужду в Спасителе.
Если человек останется под законом, то рано или поздно он будет лицемером. Поэтому мы призваны жить под благодатью.
Своими силами мы не сможем исполнить закон, поэтому нуждаемся в Иисусе Христе. Нам нужно принять спасение как подарок. Это — любовь Бога, Его благосклонность. Он дарит нам Христову праведность. И суть закона остаётся актуальной, ведь в Иисусе Христе мы исполняем его. Бог даёт нам новую природу, и благодать дарует силу и способность исполнять Божьи заповеди. Заповедь Его проста: любите друг друга. Но как сложно человеку исполнить её! Но благодаря новой природе мы способны на это. Наше освящение в исполнении Божьих заповедей. Для этого Бог дал нам Духа Святого, общение с Ним и благодать.
Мы зависим от Божьей благодати, потому что без неё не можем ничего делать. Апостол Павел объясняет это на своём собственном примере.
Послание к Римлянам, глава 9, стихи 31, 32; глава 10, стихи 1–4. Закон — совершенный, и он вёл людей. Но иметь завет с Законодателем — это совсем другое дело. Он проявляет милость, не нарушая закона. Нам нужно принимать эту милость верой и делать это каждый день. То доброе, что Бог ожидает от нас и может принять, возможно по благодати по вере. Вне Христа ничто не будет принято. Пусть Бог благословит нас в том, чтобы ходить в Его благодати. Аминь.
Дата служения
26 мая 2019 года
Использованы отрывки из Св. Писания
Послание к Римлянам, глава 7
Первое послание к Тимофею, глава 1, стихи 9, 10
Послание к Римлянам, глава 9, стихи 31, 32; глава 10, стихи 1–4