Сила, сокрытая в словах

Сила, сокрытая в словах

Слова способны принести разрушения, способны погубить чью-то душу. Но так же точно способны поддержать и подтолкнуть вперёд к важным поступкам, к большим достижениям. Задача верующего человека заключается в том, чтобы использовать этот инструмент созидательно.

Алексей Кобелев, старший пресвитер Свердловского объединения РЦХВЕ, пастор церкви «Любовь Христа» г. Асбеста

Книга деяний апостолов, глава 7, стихи 25–29. Моисей был названным сыном дочери фараона, принадлежал к самой привилегированной части общества. Понятия власти, авторитета он впитал с молоком матери. Наверняка он был соответствующим образом одет, имел влияние в обществе, финансовые средства, участвовал в политических процессах, руководил военными подразделениями и т.д. Но в этом отрывке к нему обращается еврей – представитель народа, который в Египте находился в рабстве, имел минимальное количество возможностей, никакого влияния. Хлёсткое слово этого случайного человека радикально меняет судьбу Моисея, полностью искажая траекторию его жизни. Его слова стали водоразделом в жизни Моисея. До этих слов он жил во дворце, принадлежал к высшему обществу. А после них он беглец, отшельник, эмигрант, без определённого места жительства. Человек с треснувшей системой ценностей, утративший смысл жизни.

Слова случайного человека толкнули Моисея на поступок. Слова способны толкать. Порой они оказывают непропорционально огромное влияние на жизнь человека. Именно поэтому Божье слово призывает нас очень аккуратно, внимательно и ответственно относиться к произносимым словам. Ведь иногда случайно сказанное слово, о котором сказавший сразу забыл, может оставить шрам на сердце другого человека.

Первая книга царств, глава 17, стих 28. В жизни Давида был момент, когда его отец дал ему задание увезти продукты в поле сражения, где на тот момент выступал Голиаф. Голиаф огромный, сильный, проклинает евреев, богохульствует. Давид, услышав всё это, задаёт резонный вопрос: «Как вы всё это терпите?» Ведь терпят всё это бывалые воины. Вопрос Давида услышал его старший брат Елиав, который в патриархальном обществе того времени в семье имел статус второго человека после отца, и по сравнению с младшим братом имел большое преимущество. За его вопрос старший брат обрушил на Давида суровую критику. Вероятно, потому, что поступок Давида обличил других, более опытных мужчин. Но Давид не обиделся, а отвернулся и продолжил говорить то же самое другим воинам. В тот день Давид одержал две победы: над Голиафом, и над самим собой. Но всё же Елиав был не прав, и его имя больше никогда не упоминается в Писании.

Прошли десятки лет. Давид поднялся. Он проявил свой политический гений, достиг высоких показателей в строительстве экономики еврейского государства. Всё уже было на своих местах. Однажды он устроил праздник по поводу того, что принесли ковчег. Было ликование, левиты трубили, священники молились. Но лучше всех себя чувствовал сам Давид. За своё время правления Давид совершил литургическую реформу: до него на храмовых богослужениях не пели, и храмовых богослужений не было. Жертвы приносили, молитвы совершали, а богослужений с торжествами не существовали, это было сделано при Давиде. Эти обычаи сохранились до наших дней. Кроме организации всего этого он написал ещё и тексты – был автором слов для песен. Другими словами, Давид преуспел во всём. И этот праздник, вероятно, был апогеем его жизни, когда он ощущал что он на вершине.

Одна из целей, которые преследовал Давид – объединение, поскольку дом Саула отделился и противостоял ему. И Давид искал политические способы объединить дом Давида и дом Саула. Тогда Давид забрал Мелхолу, с которой раньше у него были отношения, но потом их пути разошлись. Сейчас же он решил вернуть её, чтобы объединиться с домом Саула. Он забрал её из семьи насильно, привёз её во дворец, чтобы показать всем, что оказал услугу дому Саула. На момент праздника Мелхола была в доме Давида. Она понимала, что он забрал её из её дома по политическим мотивам, и она была огорчена, поэтому решила Давиду отомстить. И вот когда Давид после такого пышного праздника, преисполненный религиозного экстаза, возвращается в свой дом, чтобы его благословить, но навстречу ему из дома первой выходит Мелхола, и вместо слов благолепия высказывает ему оскорбления. Таким образом, она унизила его перед его рабами.

Нас пытаются остановить случайные люди, или люди, имеющие авторитет и влияние, или люди, которые очень тонко чувствуют настройки нашего внутреннего мира, и подбирают минутку, чтобы сделать больнее и всадить свой острый речевой нож поглубже.

Но ведь можно и наоборот. Да, слова способны принести разрушения, способны разрушить чью-то душу. Но так же точно способны поддержать и подтолкнуть вперёд к важным поступкам, к большим достижениям. И задача верующего человека заключается в том, чтобы использовать этот инструмент созидательно.

Послание к ефесянам, глава 4, стих 29. Под «гнилым словом» не следует понимать исключительно нецензурную брань. Слово критическое, отравленное, с отрицательным потенциалом. Слово, которое несёт разрушение в жизнь человека, отравляет его. Гнилое слово несёт гнилостность в чью-то судьбу. Нельзя верующему человеку пользоваться этим.

Послание Иакова, глава 3, стих 11. Давайте оставим своё сердце, свои уста для созидания, для вдохновения, для поддержки. Мы должны быть мастерами добрых речей. Чтобы человек пришёл, побыл в церкви, как в терапевтическом сообществе, и ушёл счастливый, с желанием жить.

Оказывается, в Царстве Божьем есть своя служба доставки. Потому что у Господа есть много благодати в небе. У Него неограниченное количество милости, сострадания, человеколюбия – океан, бездонные просторы благодатей для всего мира. Но в нашем обществе очень много мест, где благодать отсутствует как понятие полностью. Есть много мрачных, тёмных мест, где люди живут без перспективы, без надежды, где ни один луч святого света не проникает в их мрачные сердца. Так много людей, у которых всё поломано, разрушено до основания. Есть только один способ взять эту благодать и доставить её в этот мир беспросветной тьмы, и этой службой доставки являемся мы с вами – церковь Господа Иисуса Христа. И иного способа нет. Потому что у этого мира нет слов, чтобы вернуть человеку смысл в жизни, указать ему на высшие ценности, помочь душе установить связь с конечными основаниями бытия, чтобы у человека сердце возродилось для вечности. Исключительно Святое Евангелие, которое мы можем передать этому миру, несёт жизнь, благословения.

Несколько слов могут изменить траекторию жизни другого человека. От гнилых слов Моисей убегает в другую землю на 40 лет. А от чьих-то добрых слов кто-то бежит к добрым делам, к Богу. Вокруг всегда найдутся те, кто хочет разрушить, покритиковать. Но в церкви должно быть наоборот. Давайте делиться лучшим, поддерживать друг друга в начинаниях.

Книга Ездры, глава 5, стихи 1–2. Когда руки строителей опустились, когда сложены были мечи, когда любые, доступные обществу методы оказались бесполезны, пророки начали говорить. Они вернули в общество дух, смелость, веру. И так они продолжили стройку: пророки говорят, а строители строят.

В сложные годы, когда мир дышит на нас холодом, когда стальным кольцом сжимаются обстоятельства, когда руки опускаются, когда приказы не в нашу пользу, когда доносят на святых, когда не благоволит общественное мнение, и дышать невозможно, должны подняться пророки. Кто-то должен возвысить голос и благословить своего ближнего, и благословить его добрым словом, и принести от Божьего престола благодать в чьё-то сердце, чтобы оно укрепилось верой и упованием.

Давайте использовать нашу речь, нашу жизнь, наше служение по назначению. Давайте поддерживать любого человека, который встретится нам на жизненном пути, чтобы человек захотел верить. Это наш великий удел, наша святая миссия. Так поступал Иисус Христос. Он подбирал для всех нужные слова. У Него были слова для этого мира, они будоражат нас до сих пор. Они окрыляют, они позволяют смотреть на мир иначе. Крайне важно смотреть на исторические процессы современности глазами небес. Давать такую оценку, какую давал бы Божий Сын всему происходящему в нашем мире. Аминь.

16 октября 2022 г.

Видеозапись служения

Использованы отрывки из Св. Писания
Книга деяний апостолов, глава 7, стихи 25–29
Первая книга царств, глава 17, стих 28
Послание к ефесянам, глава 4, стих 29
Послание Иакова, глава 3, стих 11
Книга Ездры, глава 5, стихи 1–2