Три причины всех войн

Три причины всех войн

Причины всех войн — это зависть, злоба и тщеславие. Все они рождаются в человеческом сердце. С этими пороками нам нужно бороться, чтобы быть смиренномудрыми людьми.

Леонид Новиков, пастор церкви «Новый Завет» (Пермь)

Наше самое сильное оружие — это молитва. Каждый день надо молиться и благословлять: за мир, начальства и власти. На многие процессы мы не можем повлиять, но Бог всё держит в Своих руках. Наше дело — бодрствовать, молиться и просить о мире. И Господь будет помогать, дарует победу.
Историки и учёные проанализировали историю нашей цивилизации и пришли к выводу, что войны шли всегда. За всё существование цивилизации было 15 тысяч войн, в которых погибло до 3,5 миллиардов людей. Это больше половины сегодняшнего населения Земли. Зная, что человечество произошло всего от двух человек, мы даже представить себе не можем эти цифры. Вся история существования человека на земле пропитана войнами и кровопролитием. Учёные сделали вывод, что из последних пяти тысяч лет существования нашей цивилизации мирных было только триста лет. Если посчитать по-другому, то это неполных три недели мира в год по всей земле. Это печальная статистика.
Историки и философы из разных поколений, изучая причины войн, пришли к одному показателю и указали три причины: зависть, злоба, тщеславие. Эти причины не связаны с нациями, политическими устройствами и религиями, они связаны с человеком, с личностью. Все эти чувства рождаются в человеческом сердце. Мы сами выбираем, на какой путь встать — на путь войны или мира.
Книга Бытие, глава 4, стихи 3–8. Этот отрывок рассказывает о первой войне в истории: один брат убил другого. Это произошло на почве зависти, злобы и тщеславия. Каину просто не понравилось, что Господь призрел на жертву Авеля, а на его жертву — нет.
Зависть — мать беззакония. Есть много метафорических определений зависти, но что же это такое? Нам всегда кажется, что чужая жизнь лучше, что где-то там всё намного лучше, чем у нас. Однако мы имеем право выбирать, допускать в своё сердце зависть или нет.
Книга Притчей, глава 14, стих 30. Писание говорит, что зависть — гниль для костей. Она приносит вред не только духовному состоянию, но и физическому. Когда подкрадывается зависть, надо подумать: что она принесёт в нашу жизнь?
Тем более что зависть не приходит одна — она приносит с собой обиду, разочарование, ропот, недовольство, подозрения. Это негативный груз, который давит на нас и с которым невозможно жить. Мы теряем спокойствие, мир, способность видеть окружающую реальность такой, какая она есть. То, что даёт нам Бог, мы уже не ощущаем как благословение. Зависть поглощает всё: кажется, что нужно больше, что нужно искать чужого.
В Ветхом завете Бог дал заповеди для Своего народа, и эти заповеди были связаны с завистью: не пожелай того, что имеет твой ближний. Войны происходят из-за желания завоевать, завладеть чужими ресурсами. И, как правило, только один из десяти мирных жителей погибает от оружия, остальные девять — из-за геноцида. Это ненависть, уничтожение, а всё начинается с маленькой зависти. Глядя на чужое, мы задаёмся целью заполучить это любой ценой.
Есть правило пяти «почему». «Почему я это хочу?» «Почему я хочу всех удивить?» «Почему мне нужно, чтобы на меня обратили внимание?» «Почему я чувствую себя неуверенно?» «Почему я не могу реализовать себя?» Ответ на эти вопросы один: я занимаюсь не тем, что мне нравится. Когда подкрадывается зависть, важно задавать себе эти вопросы.
Книга Екклесиаста, глава 4, стих 4. Если хотим увязнуть в суете, то придёт зависть, а зависть принесёт душевные муки, гнёт и тяжесть.
Вторая причина войн — это злоба; качество, характеризующее нечестивого человека. Сердце нечестивца наполнено злобой.
Псалтирь, псалом 7, стихи 15–17. Нечестивый человек зачинает злобу вместе с сатаной. Злоба исходит из самой преисподней.
Послание к Ефесянам, глава 6, стих 12. Духи злобы — это посланники сатаны. Когда мы позволяем злобе вкрасться, то разрешаем аду использовать нас. Это не просто эмоции, с этим нужно бороться. Надо делать противоположное: побеждать зло добром, делать добро даже через «не хочу» и «не могу».
Первое послание Иоанна, глава 3, стих 15. Когда ненависть наполняет сердце, можно стать убийцей. Ненавидящий человек не имеет места в Царстве Божьем.
Третья причина всех войн — это тщеславие, или ярко выраженное желание выглядеть в глазах других лучше, чем есть. Это постоянное желание отличиться. Самое «безобидное» качество: человеку хочется получать только одобрение и похвалу. Человек становится избирательным — общается лишь с теми, кто его хвалит. Но это опасно — одна только похвала вредит, мешает нам быть людьми мудрыми и смиренными.
Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 3. Почитая других выше себя, мы не будем тщеславными. Мудрые люди мало говорят и много слушают. Даже если мы не получаем одобрения, не надо искать его, а надо что-то менять в себе.
Лучшее, что может впечатлять — это перемены в поступках. Это впечатляет намного больше, а всё остальное — суета и томление духа. Важно, чтобы в нашей жизни была критика, чтобы кто-то говорил нам правду. Это хороший способ избавиться от тщеславия и так мы не собьёмся с пути.
Первое послание Петра, глава 2, стихи 1–3. Пётр даёт универсальный рецепт, как победить эти три порока — зависть, злобу и тщеславие. Слово Божье и благость Господа помогут нам увидеть собственные недостатки и победить грех. Да поможет нам Господь быть смиренномудрыми людьми. Аминь.

 

9 мая 2021 года

Видеозапись служения

Использованы отрывки из Св. Писания

Книга Бытие, глава 4, стихи 3–8
Книга Притчей, глава 14, стих 30
Книга Екклесиаста, глава 4, стих 4
Псалтирь, псалом 7, стихи 15–17
Послание к Ефесянам, глава 6, стих 12
Первое послание Иоанна, глава 3, стих 15
Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 3
Первое послание Петра, глава 2, стихи 1–3