Есть три причины, по которым люди в церкви остаются плотскими: зависть, споры и разногласия. Надо избавляться от дел плоти, позволяя Духу Святому наполнять нас и взращивать плоды духа. Нельзя навсегда оставаться младенцами, потому что Бог хочет видеть нас духовно зрелыми.
Леонид Новиков, пастор церкви «Новый Завет» (Пермь)
Первое послание к Коринфянам, глава 3, стихи 1–3. Апостол Павел обращается к церкви, в основании которой участвовал. Многих членов коринфской церкви он знал ещё младенцами, взращивал их. Для них пришло время зрелости, но апостол Павел видит, что они всё ещё плотские и не изменились за то время, что провели в церкви. Может, у них и был вид благочестия, но внутреннее их состояние не изменилось — они требовали молока вместо твёрдой пищи.
Читая эти стихи, мы можем задать себе вопрос: а не плотской ли я? Растём ли мы духовно или всегда находимся в одном и то же состоянии? Да, удобно оставаться младенцем, но так нельзя, потому что Бог хочет, чтобы мы росли, развивались и становились духовными. Кровь и плоть не наследуют Царства Божьего, а наследует его дух, духовный человек.
Апостол Павел выдвигает три претензии, три причины, по которым он видит некоторых людей в коринфской церкви плотскими.
Первая причина — это зависть. Каждый, наверное, иногда допускает в своё сердце зависть, но это очень плохое состояние, очень плохой дух, с которым не надо иметь ничего общего. Внешне она может не проявляться — это яд, отравляющий изнутри. Один мудрый человек сказал: «Зависть — это печаль о благополучии другого». То есть когда кто-то преуспевает или получает благословение, мы начинаем завидовать ему, и этим вредим сами себе.
Книга Притчей, глава 14, стих 30. Писание говорит, что зависть — это гниль для костей. Зависть влияет на нас не только духовно, но и физически: завидуя, мы спускаем с тормозов болезни, которые могут нас уничтожить. Приходят стрессы, разочарования и, как следствие, болезни. Кости — это основание, а когда в духовной жизни нет основания, то нет ни роста, ни развития. У нас есть множество причин не допускать в своё сердце зависть.
Вторая причина плотского состояния – это споры. Апостол Павел увидел, что братья и сёстры в церкви спорят. Не будем лукавить: мы тоже частенько спорим — и дома, и в церкви. Так бывает, но нам важно наблюдать за собой, чтобы наши споры не перерастали в другие пороки. Мы думаем, что самые умные, но это не так. Часто в спорах рождаются распри и ссоры; доходит даже до того, что мы не хотим видеть друг друга. Чтобы не распаляться в спорах, надо научиться слышать и слушать собеседника.
Споры — это порождение эгоизма или переживаний, с которыми человек не может справиться сам, а некоторым просто надо выговориться.
Первое послание к Тимофею, глава 1, стихи 3, 4. В Ефес были направлены мудрые служители, чтобы назидать людей в вере, но вместо этого они начали спорить между собой о родословиях. Скорее всего, это были евреи, которые очень хорошо знают свою родословную, вплоть до праотцов веры. Причина таких споров — выяснить, кто важнее, кто главнее, кто имеет право голоса и кому должны подчиняться.
Это всегда было проблемой человечества. Даже среди учеников Иисуса Христа возникал вопрос, кто из них больше. Ответ Христа был таким: «Кто хочет стать большим, стань меньшим».
Стать меньшим по Писанию означает, что надо принимать других такими, какие они есть, научиться слушать собеседника и видеть в нём человека, которого тебе доверил Бог, и служить ему, а не доказывать что-то. Если хотим побеждать в битве под названием споры, надо научиться держать рот на замке и слушать. Один мудрый человек сказал: «Не слушайте, чтобы ответить, а слушайте, чтобы понять».
Третья причина, о которой говорит апостол Павел, — это разногласия. Зачастую разногласия это нормально, потому что мы все разные и большинство из нас далеки друг от друга по своему мышлению и восприятию жизни и свою точку зрения мы высказываем иначе. То есть проблема не в том, что есть разногласия, а в том, что мы их приносим.
Но ведь если двое не согласятся, то у них ничего не получится. Например, будучи в браке, мы не можем изменить партнёра и расстраиваемся из-за этого, откладывая ещё одно разногласие в копилку. Мы копим эти разногласия до тех пор, пока терпению не приходит конец. Да, мы будем сталкиваться с разногласиями, но надо научиться принимать друг друга.
Если мы плывём в одной лодке, то какой смысл спорить о том, кто будет капитаном на этой лодке? Тем более в лодке нет капитанского мостика, а есть только скамеечка и два весла. Наша задача — сесть и взяться каждый за своё весло и грести, договорившись перед этим о направлении и слаженности. А если устали, то единственный выход — поменяться местами и поработать другими мышцами на весле.
Чтобы разногласия не разрушали нашу жизнь, надо научиться слушать и уметь открываться друг другу, разговаривать, общаться. Мы не телепаты, мы всё ещё разговариваем с помощью слов. Важно уделять этому время и желательно, чтобы во время разговора ничто не отвлекало.
Послание к Галатам, глава 5, стихи 19–21. Апостол Павел говорит о делах плоти, которые равнозначны между собой и являются страшными грехами. Имея их, мы не войдём в Царство Божье, поэтому нельзя допускать их в своё сердце, а допустив, скорее от них избавляться. Дела плоти — опасное состояние, и сохрани нас Господь, чтобы мы не остались за дверями Царства Божьего.
Послание к Галатам, глава 5, стихи 22, 23. Как нам одолеть дела плоти, мешающие развиваться и взрослеть? Ответ — плоды духа.
Например, если допустили зависть, то надо благословлять того, кому завидуешь, благословлять, даже если видишь несправедливость. Надо молиться о том, чтобы плоды Святого Духа начали развиваться.
Любим ли мы? Кроткие ли мы? Верим ли, терпим ли? Так пусть же Дух Святой наполняет нас и взращивает духовные плоды внутри нас. Господь Иисус Христос пришёл спасти нас и наделил нас тем, что имел Сам. Он поможет нам возрастать духовно. Для нас пришло время расти и приносить плод. Аминь.
3 октября 2021 года
Использованы отрывки из Св. Писания
Первое послание к Коринфянам, глава 3, стихи 1–3
Книга Притчей, глава 14, стих 30
Первое послание к Тимофею, глава 1, стихи 3, 4
Послание Галатам, глава 5, стихи 19–21, стихи 22, 23