Мудрость можно сравнить с мечом, который состоит из трёх частей: острия, лезвия и рукоятки. Без откровения Божьего, без Его направления мудрость будет неполноценна и приведёт к идолопоклонству.
Вячеслав Сафронов, пастор церкви «Новый Завет» г. Перми
Послание к Римлянам, глава 1, стих 21. Человек может быть мудрым, но не иметь способности жить мудро. Он живёт не так, как должно жить. Возводя мудрость в абсолют, человек становится идолопоклонником.
Первое послание к Коринфянам, глава 1, стих 21. Написано, что мир своей мудростью не смог познать Бога. Помимо знаний необходимо иметь откровение от Бога. Если, изучая этот мир, мы не знаем Того, кто создал его, то наши знания будут неполноценными. Люди много изучают, во многое вникают, но упускают главное — Бога.
Послание к Евреям, глава 4, стихи 12, 13. Мудрость — это инструмент, данный людям. Её можно сравнить с мечом, состоящим из трёх частей: острия, лезвия и рукоятки.
Остриё — самая верхняя часть, которая остро заточена. Мудрость Божья способна проникнуть туда, куда люди своим обычным умом проникнуть не могут. Слово Божье проникает в самые глубины, словно остриё меча. Например, из Ветхого завета мы знаем истории о том, как Бог открывал Даниилу будущее, а Соломону дал мудрость управлять страной. Мудрость — это остриё, способное проникать, это дар от Господа. Важно иметь это остриё, чтобы понимать жизнь. Вспомним, как Соломон разрешил сложный конфликт между двумя женщинами: благодаря его мудрости выяснилось, кто из них настоящая мать ребёнка.
Господь даровал мудрость Своей Церкви. Когда мы общаемся с духовными людьми, они открывают то, чего знать не могут. Это даёт им Бог. Но мудрость — не залог полного совершенства. Вспомним негативный пример пророка Валаама из Ветхого завета: он был человеком Божьим, но имел корысть. Можно иметь дар от Бога, но не быть верным Богу.
Ещё один подобный пример — Ахитофел, друг Авессалома, который давал умные советы против царя Давида. Всем хочется иметь способность проникать в глубины, суть вещей, но не это является самым важным в мудрости.
Вторая часть меча — лезвие — разделяет духовное от душевного, проникает до разделения души и духа. Лезвие определяет мотивы, перспективы, ценности и жизненные ориентиры.
Первое послание к Коринфянам, глава 2, стихи 10–16. Наша духовность не определяется остриём; мудрый человек может всё объяснить, разложить по полочкам, но это не означает, что он духовный, потому что духовность определяется способностью разделять духовное и душевное. Духовный человек знает, где духовное решение, а где — душевное.
Книга пророка Иезекииля, глава 28, стих 17. У Люцифера было остриё, но не было лезвия. Сейчас им двигают амбиции и гордость — он хочет лишь занять место Бога. Он не смог отделить душевное от духовного.
Книга пророка Исайи, глава 44, стихи 15–17. Мудрость и идолопоклонство находятся рядом. Если у нас есть только остриё, без лезвия, то слава наша будет пустая, тщетная. В нашем разуме должен находиться Господь. Человек, имея одну только мудрость, постоянно ищет подтверждения собственного превосходства над другими. Пустая слава не христоцентрична, там нет Бога.
Мудрость без Бога близка идолопоклонству и ведёт к поражению. Идолопоклонство — это когда мы не имеем Бога в своём разуме, что приводит к аморальности. Мудрость не должна приравниваться к абсолюту; нам необходима способность разделять духовное и душевное — не поступать по мудрости человеческой, но по Духу Божьему. Это значит взаимодействовать с Богом, Который есть первоисточник.
Вспомним, что в Древней Греции, среди умнейших людей, была куча идолов. Это говорит о том, что мудрость без Бога приводит людей к идолопоклонству. Умные люди зачастую начинают поклоняться самим себе, им тяжело принять спасение и тот факт, что Божий интеллект намного превышает их собственный. Они считают себя самодостаточными. Отрицание действительности из-за множества знаний называется неверием, и неверие зачастую очень агрессивно.
Третья книга Царств, глава 11, стих 4. Сердце Соломона было склонено к идолам, потому что он так и не смог отделить духовное от душевного. Многие образованные люди подвергаются атаке бесов и совершают подчас безумные поступки.
У меча есть ещё и рукоятка, которую можно сравнить со способностью делать выбор. Рукоятка задаёт мечу направление.
Первое послание к Коринфянам, глава 4, стих 4. Апостол Павел говорит, что судья ему — Господь. Мы часто оправдываемся перед Богом, но даже если у нас есть всё для оправдания, наш меч — в руке Господа. Важно дать Ему рукоятку от меча, только Он знает нашу жизнь. В Его руке — направление, Он имеет полное право направить нашу жизнь в нужное русло. Таким образом мы позволяем Богу решать, ведь Он выше нашей эгоистической натуры. В этом и есть отличие от идолопоклонства.
Вторая книга Царств, глава 23, стих 10. Рука Елеазара прилипла к мечу, и Господь даровал Израилю победу. Если хотим ходить в победе Божьей несмотря ни на что, то надо отдать жизнь в Его руки. Мы должны соединяться с Господом так сильно, чтобы ничто не смогло вырвать нас из Его руки. Он решает; за Ним — последнее слово. Так отдадим же меч в Его руку, и пусть Он направит нас туда, где желает нас видеть. Когда все враги восстали, нужно отдать меч в руки Божьи, и Он даст нам великую победу. Аминь.
30 мая 2021 года
Использованы отрывки из Св. Писания
Послание к Римлянам, глава 1, стих 21
Послание к Евреям, глава 4, стихи 12, 13
Первое послание к Коринфянам, глава 1, стих 21; глава 2, стихи 10–16; глава 4, стих 4
Книга пророка Иезекииля, глава 28, стих 17
Книга пророка Исайи, глава 44, стихи 15–17 Третья книга Царств, глава 11, стих 4
Вторая книга Царств, глава 23, стих 10