Прощение — не обыденность и не банальность, это напоминание жертвы Иисуса Христа. Его цель в целостности, преобразовании и в восстановлении взаимоотношений.
Александр Цветков, старший пресвитер Северо-Западного объединения РЦХВЕ, старший пастор церкви «Новый завет» (Санкт-Петербург)
Тема прощения задевает абсолютно каждого человека на этой земле. Иногда эта тема кажется обыденной и банальной, но на самом деле она очень ценна в глазах Бога. Это тема жертвы Его Сына Иисуса Христа, напоминание той цены, которая была заплачена. Поэтому время от времени нам следует углубляться в эту тему.
Иногда мы начинаем привыкать к чему-либо, например, к болезням и немощам, и точно так же мы можем привыкнуть к чувству непрощения и к дискомфорту, которое оно вызывает. Возможно, мы принимаем некое усилие, ищем советы, но прощать оказывается не так легко и мы свыкаемся с этим дискомфортом. Мы начинаем воспринимать это как часть судьбы.
Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 15–20. Что же такое прощение, какова его цель? Простить — значит не просто забыть, вычеркнуть из памяти, а довести до какого-то результата. Цель прощения — не доказать чью-либо правоту, а восстановить отношения. Это то, что сделал Бог — Он простил нас. Его единственная цель — приобрести человека, восстановить его. Бог никогда не хотел унизить человека, Он всегда шёл таким путём, чтобы назвать нас Своими детьми.
Готовы ли мы к прощению? Иногда нам трудно молиться, и часто причина этому — непрощение, несогласие с кем-либо. И молитва при этом не может вознестись к Богу. Что предлагает Христос? Не идеальные взаимоотношения, но прощение, причём целостное. Только целостное прощение достигает результата.
Первое послание к Тимофею, глава 2, стихи 4–6. Апостол Павел предлагает простую модель целостного прощения, состоящую из трёх аспектов: состояние сердца, жертва Господа Иисуса Христа, преобразование.
Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 21, 22. Пётр как будто бы подливает масло в огонь, спрашивая, сколько раз необходимо прощать. Христос отвечает ему, что в сердце должен быть аванс, задаток прощения. Он говорил не о конкретном числе, а говорил об абстракции, состоянии сердца. В Боге мы можем иметь аванс прощения, потому что Его сердце наполнено любовью и прощением по отношению к нам.
Люди будут грешить против нас, близкие время от времени будут причинять нам боль, и это неизбежно. Не имея аванса прощения, мы будем разбитыми людьми. Вступая в любые взаимоотношения, мы должны быть готовы прощать.
Евангелие от Луки, глава 7, стихи 37–48. Христос дал возможность прикасаться к Себе блуднице, грешнице. Он простил её, хотя она даже не просила прощения, а просто плакала и сокрушала своё сердце у Его ног. У Христа всегда есть аванс прощения. Так же и люди вокруг нас нуждаются в авансе нашего прощения; надо дать им этот душевный «банк».
Первое послание Петра, глава 1, стихи 18, 19. Христос — олицетворение жертвы, святой и угодной. Он стал этой жертвой прощения, мы куплены драгоценной ценой. Запустить механизм прощения было очень дорого для Бога: Христос был одновременно и жертвенником, и жертвой. В ветхозаветное время жертвенник был особенным местом, он освящал всё. На нём проливали кровь невинные животные, не заслуживающие мучений. На жертвеннике всегда страдает невинная жертва, и она должна быть абсолютно чистой. Христос был этой чистой невинной жертвой, и также Он нёс жертвенник.
В нашей жизни есть крест, есть место невинного страдания. Там, где нет вины — это место креста, и наше прощение действует на месте невинного страдания.
Евангелие от Иоанна, глава 8, стихи 3–10. По закону женщину, пойманную в прелюбодеянии, следует побить камнями, но Христос говорит: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Господь не оправдывает и не защищает эту женщину, Он просто высвобождает слово, и оно начинает работать: обвинители все расходятся. И нам также нужно высвобождать Божье Слово в жизнь наших ближних. Божье Слово живо и действенно, оно разберётся со всем.
Важный вопрос в прощении — преобразование. Красноречивее всего об этом говорит притча Христа о заимодавце. Если мы не достигаем преобразования, мы рискуем оказаться у истязателя. Это будет мучить нас, терзать. Христос отпустил нас на свободу, а мы «хватаем за горло» людей, душим их, не хотим отпустить долг. Но от нас ожидается преобразование, нам необходимо менять модель наших взаимоотношений с людьми. Не упустим же шанса на преобразование. Нас простили — и нам нужно простить. Сила прощения — это величайшая сила, выраженная любовью. Аминь.
Дата служения
25 марта 2018 года
Использованы отрывки из Св. Писания
Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 15–20
Первое послание к Тимофею, глава 2, стихи 4–6
Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 21, 22
Евангелие от Луки, глава 7, стихи 37–48
Первое послание Петра, глава 1, стихи 18, 19
Евангелие от Иоанна, глава 8, стихи 3–10