Бог одной из заповедей определяет день покоя: день, который мы отделяем и святим, то есть, делаем его особенным на фоне других дней. Это будет день, когда человек стремится к Богу. Это будет день, когда человек будет стремиться отдаляться от разных забот и дел, и вся его сущность будет желать Господа.
Александр Цветков, епископ, заместитель начальствующего епископа РЦХВЕ в Северо-Западном федеральном округе, старший пастор церкви «Новый Завет» г. Санкт-Петербург
Послание к Евреям, глава 4, стихи 1–4, 9–12, 15–16. Вся эта глава пропитана посланием, которое можно охарактеризовать, как послание о вхождении в покой. Она начинается со сравнения с периодом жизни евреев, когда они за непокорность не смогли войти в покой Божий, а завершается словами о том, что нам нужно понимать, что есть престол благодати. Иисус Христос на этом престоле благодати, и у нас есть дерзновение и возможность приходить в покой Божий, получая всякую благовременную помощь.
Когда мы говорим о покое, с одной стороны, это легко. С другой стороны, нас всегда окружает много дел, планов, забот. И войти в состояние покоя не всегда получается просто. Иногда нам приходится делать над собой усилия, чтобы войти в покой и пребыть какое-то время в нём.
Десять заповедей — кодекс, который Господь дал народу, чтобы Ему пребывать посреди него — с одной стороны, были простые. Но когда Бог давал их, Он понимал, что в этих сферах жизни есть искушения. И заповедь была ответом на искушение, которое могло возникнуть. Бог дал заповедь, чтобы при возникновении дилеммы человек мог понимать, что есть правильное решение, которое он может принять. Каждая заповедь, данная Богом, была направлена в определённую сферу, чтобы помочь человеку понимать ясно изволение Божье.
Бог одной из заповедей определяет день покоя: день, который мы отделяем и его святим, то есть, делаем его особенным на фоне других дней. Это будет день, когда человек стремится к Богу. Это будет день, когда человек будет стремиться отдаляться от разных забот и дел, и вся его сущность будет желать Господа.
Когда мы читаем заповеди, нам более или менее понятен контраст, когда речь идёт об убийстве, воровстве или прелюбодеянии. Но когда Бог показывает, что есть заповедь о покое, нам это говорит о том, что это сфера, которая точно так же искушается в жизни человека, как и остальные.
В послании к евреям Бог говорит, что вошли в покой те, кто растворил слово своей верой, а не вошли непокорные. Он говорит, что состояние покоя в жизни человека может достигаться тогда, когда он побеждает в своей жизни непокорность или соглашается с заповедью Божьей — с тем, что если Бог определил покой как важное в его жизни, то следует почитать это важным, делать ценностью в своей жизни и иметь устремлённость исполнять это.
Как мы входим в покой? Почему иногда не входим в покой?
Первое, что важно — это цель, целеустремлённость. Если человек не имеет цели к победе, он не победит. Просто потому, что он к этому не стремится.
Идентификация. Когда человек понимает, что хочет одержать победу, потому что имеет в этом соучастие.
Награда. Это всегда вдохновляет. Когда нет награды, нам сложно удерживать себя в победоносном состоянии. В любом из наших дел нам нужно понимать, какой будет награда.
Нам необходимо понять, что покой — это не просто желаемое состояние нашего сердца. Покой — это не от случая к случаю. Это ценность и цель, которых нам необходимо достигать. Нам необходимо выделять для этого время и отделять себя для этого времени.
Когда мы говорим о вхождении в покой — мы не можем войти в него, пока не поставим себе это, как определённую цель для достижения.
Цель ориентирует, она фокусирует взгляд, она не даёт отвлечься. Поэтому, когда мы рассматриваем вхождение в покой с точки зрения автора послания к евреям, мы читаем о том, что причиной не вхождения в покой было то, что люди не поставили это достаточно важной целью для себя.
Дух Святой желает, чтобы мы вошли в покой. Но это не происходит автоматически только Его желанием. Для этого необходимо, чтобы это стало для нас ценностью, и мы были в этом целеустремлёнными.
Когда мы говорим о покое, одно дело, когда времена благоприятные и у нас есть возможность успокоиться. Другое дело, когда мы внутри неблагоприятных обстоятельств. В такие времена выделить себя для покоя очень тяжело. Когда душа требует реакции, тело требует действий, мы захвачены какими-то событиями. Святой Дух аккуратно побуждает в этот момент остановиться и успокоиться.
Во время, когда Иисус учил, собралось несколько тысяч человек, Он решает, что хочет накормить всех. Ученики в ответ на Его желание высказывают возражение, что нет ресурсов для этого. Они говорят, что в данный момент исполнить этого не могут. Быть спокойными в этой ситуации сложно. Иисус — да, был спокоен. Но на месте любого из учеников мы не были бы спокойны, потому что задача нереальна. Для Иисуса же видеть, как из невидимого происходит видимое — это не что-то удивительное. Он видел, как из небытия возникала земля и всё, что у нас есть сейчас. У Него нет конфликта между желанием и действием, Он в покое Творца. Он просит принести Ему то, что есть, и умножает это. Когда ученики начинают это раздавать, ресурсы начинают умножаться.
Войти в покой, когда не всё устроено, тяжело, но это необходимо, потому что в этом есть проявление нашей веры. Это и есть «слово растворяемое» — то, чего не было, но начинает проявляться. Так исцеляются люди. Что-то начинает происходить от того, что слово Божье становится действенным.
Покой — это проявление нашей веры, сверхъестественное содействие Духа Святого и доверие Богу в Его своевременности. Когда мы успокаиваем себя и доверяем Богу, даже если наши желания и ресурсы на данный момент находятся в конфликте.
Иисус приходит в селение, где Он вырос, и у Него уже есть репутация великого Чудотворца. Но там не происходит того, что происходит везде. Иисус не разочаровывается. Он был в покое, находясь внутри очевидного неуспеха служения: люди не получают чудеса. Он не переживает за Свою репутацию, Он в покое. Он знает, что с Ним ничего не произошло, Его помазание при Нём. Он удивляется, Он спокоен. Он выходит из этого места, приходит в другое место и чудеса снова случаются.
Когда у нас что-то не получается, способны ли мы хранить покой и продолжать делать то, к чему Бог нас призвал?
Идентификация — это способность понять своё происхождение. Идентификация во время покоя — это способность понять, что я себя веду, как Бог. Если я не веду себя как Бог, то я ухожу от образа Божия и не делаю то, что Он желает, чтобы я делал. И люди, которые не стремятся и не входят в покой, в каком-то смысле противятся Его природе. Потому что, когда Бог входит в покой, Он нам даёт ясный пример, что если ты этого не будешь делать, в тебе возникает горделивое состояние превозношения. Я это делаю, а ты говоришь, что тебе это не надо.
Книга Откровение, глава 2, стих 4. Мы часто сфокусированы на том, что беспокоит нас в нашей жизни. Иногда — на том, что беспокоит нашу совесть. Но чаще нам надо бы, чтобы, приходя к Богу, мы понимали, что Бога беспокоит в нашей жизни, позволить Ему сфокусировать наш взгляд на некоем процессе, который, если вовремя не исправить, наш светильник будет подвинут. Другими словами, пока у нас ещё хорошее богословие, мы в достаточном здравии по отношению к своему духу, но если мы не займёмся этим вопросом, в служении начнутся крайности, в богословии начнутся трещины и светильник начнёт сдвигаться.
Бог не утомляется и не устаёт. Для Него нет необходимости перевести дыхание — Он не задыхается. Он, творя вселенную, не устал — не об этом речь в книге Бытие. Но Он принимает решение всё остановить, сделать шаг назад и успокоиться и увидеть то, что сотворил.
Говоря о покое, часто мы его путаем с просто отдыхом. Отдых можно назвать покоем, но это не вполне корректно, если речь идёт о богословском понимании покоя. Когда мы говорим о покое, который Бог нам предлагает, это буквально не от усталости происходит. Это происходит от осознания нужды в том, чтобы встретиться с Богом, размышлять о Нём, переживать Его присутствие. Он нужен мне независимо от того, устал я или ещё нет. Нам не нужно ждать, когда мы утомимся. Покой — это принятое нами решение, что мы хотим быть похожими на Бога. Мы хотим брать Его алгоритм.
В истории сотворения мира мы видим, что между событиями творения мужчины и творения женщины у Бога есть некие моменты покоя, остановки — время, когда Его креативность увидела, что в совершенном творении есть недостаток и есть дополнение, которое нужно сделать. Бог всезнающий и конечно речь не о том, что Ему нужно было расширить кругозор. Мы видим, что Бог сотворил мужчину. Пока мужчина был один, его надо было чем-то развлекать. Бог сказал ему назвать животных, птиц и т.д. Но всё равно ещё чего-то не хватает. И Бог принимает решение подарить человечеству женщину, и мужчина обретает благословение от Господа.
Когда мы входим в покой, это перезагружает нашу креативность внутри служения, внутри семьи, внутри разных процессов. Входя в покой, мы способны увидеть, что нужно добавить, и это принесёт гораздо больше блага.
Награда покоя. Мы имеем благословение приходить к престолу благодати, где получаем благовременную помощь.
Книга Бытие, глава 2, стих 3. Когда мы достигаем успокоения, мы достигаем благословения. В этот «седьмой день» Бог вложил благословение, которого мы не можем достичь без этого покоя. С одной стороны, этот седьмой день — продолжение тех шести, что были до него. С другой — является как бы печатью на тех днях, венцом, венчающим эти шесть дней, правильное завершение этого семидневного цикла.
Бог желает, чтобы в нашей жизни было это состояние седьмого дня.
Когда евреи находились в пустыне и питались манной, та манна, которая была собрана в седьмой день, отличалась от манны, которую собирали в остальные шесть дней — она не портилась и избыток не пропадал. Седьмой день помогает нам ходить в избытке и этот избыток не будет нам во вред.
Бог желает давать нам избыток. Это не входит в конфликт с Его желанием для нашей жизни. Но если человек не входит в покой, то избыток перестаёт быть во благо. День покоя — это день, который открывает определённую сферу благословений, и без этого дня в нашей жизни мы не можем достигнуть этого благословения.
Покой — это сфера, которая предвосхищает воскрешение. Когда мы говорим о покое, мы не можем не вспоминать о жизни вечной, о том, что однажды этот земной путь прекратится, и мы переступим порог жизни, о которой мы пока ничего не знаем. Мы о ней слышали, что-то предполагаем и нашим человеческим разумом пытаемся представить, но по-настоящему мы не видели.
Входя в состояние покоя, мы пророчески ощущаем это осознание, чувство вечности.
Когда Лазарь умер, его сёстры послали за Иисусом, чтобы сказать, что Его друг умер. Иисус был спокоен. Но Он не был бесчувственным. Когда Он шёл к гробу Лазаря, то прослезился. Это показывает, что покой — это не попытка убить чувства и эмоции в нашей личности, а понимание, что, даже имея сильные чувства и эмоции, мы можем сохранять покой.
Первое послание Иоанна, глава 3, стих 2. Иоанн говорит, что, размышляя о вечности, мы имеем убеждение, имеем веру — мы знаем, кто мы есть: мы — дети Божьи. То, как мы это видим — ограниченно, но когда мы войдём в Его царствие, в Его покой, мы удивимся от картины, которая нам будет показана, и в которой мы впоследствии будем жить.
Когда мы входим в покой Божий, успокаиваемся в Его присутствии, когда сила Святого Духа сходит на нас, мы можем выйти из этого покоя, и наши глаза будут изменены. Мы можем начать видеть обстоятельства нашей жизни другими глазами, потому что мы прошли через покой Божий — Бог обновил, изменил, преобразовал, и мы теперь сами стали новыми людьми.
У нас седьмой день — день вхождения в покой — уже называется не субботой, а воскресением. Седьмой день — день покоя — для нас воскресение, которое провозглашало, что Иисус войдёт в покой, но потом Бог Его разбудит, воскресит из мёртвых, представит Ему Его невесту. Это будет такой пир, который никогда не видела вселенная. И это будет самое удивительное и уникальное, потому что Бог воскресил нашего Господа. Мы — Его церковь. И мы однажды войдём в Его святое присутствие, и увидим, каково Его величие и как велики Его благословения для нас.
11 февраля 2024 года
Использованы отрывки из Св. Писания
Послание к евреям, глава 4, стихи 1–4, 9–12, 15–16
Книга Откровение, глава 2, стих 4
Книга Бытие, глава 2, стих 3
Первое послание Иоанна, глава 3, стих 2